Статья 18313

Название статьи

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ КУРСА «ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА»

Авторы

Пономарёва Ольга Николаевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой естественно-математического образования, Пензенский институт развития образования
(Россия, г. Пенза, ул. Попова, 40), olga-viktoria2010@yandex.ru

Индекс УДК

371.128.3(0.82.2) + 613.1(0.75.5)

Аннотация

Актуальность и цели. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (2012) в числе приоритетных целей выделяет формирование экологической культуры молодых граждан. Достижение цели предполагает реализацию в разных видах и формах обучения и воспитания. Имеется потребность в разработке и методическом сопровождении элективных курсов для разных возрастных групп учащихся.
Материалы и методы.
Преподавание курса «Окружающая среда и здоровье человека» в 9–11-х классах построено на методике обучения экологии в средней общеобразовательной школе. На этой дидактической базе выстроено обучение элективному курсу, отвечающему на «вызов времени». Статья содержит конкретные примеры построения уроков по учебной дисциплине «Окружающая среда и здоровье человека» в 9–11-х классах.
Результаты.
Акцент в преподавании сделан на формирование у школьников позитивного опыта эмоционально-ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, окружающему миру, восприятию и отношению к окружающей природной среде как значимому условию своего собственного выживания и развития, условию существования всего многообразия жизни и культуры на планете. Приведены примеры методических приемов информирования учащихся, воздействия на их жизненные установки, на их отношение к проблеме сбережения собственного здоровья и формирование умений прогнозировать влияние разнообразных экологических факторов на здоровье. Процесс формирования смысла экологической ситуации важен с точки зрения актуализации определенной стратегии поведения, направленной на формирование у обучающихся ответственности и поддержание собственного здоровья.
Выводы.
Разработанные методические подходы по организации внеклассной и внеурочной деятельности экологического содержания внедрены в работу образовательных учреждений региона, в том числе пензенских представителей «Лиги школ РОСНАНО». Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть осуществлен в практике преподавания естественно-научных дисциплин, а также в разработке междисциплинарных программ обучения школьников.

Ключевые слова

элективные курсы, методика преподавания биологии и эко-логии, окружающая среда и здоровье человека, экологическая культура.

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Пономарёва, О. Н. Методическая система обучения экологии в средней об-щеобразовательной школе : дис. … д-ра пед. наук / Пономарёва О. Н. – Пенза, 2000. – 270 с.
2. Пономарёва, О. Н. Методическое пособие к учебнику под редакцией Н. М. Черновой «Основы экологии» / О. Н. Пономарёва, Н. М. Чернова. – М. : Дрофа, 2001–2013. – 190 с.
3. Пономарёва, О. Н. Традиции народной экологии в экологическом образова-нии / О. Н. Пономарёва. – М. : Скрипторий, 2003. – 83 с.

 

Дата создания: 01.03.2014 11:27
Дата обновления: 01.03.2014 11:27